Реализуя задачи устройства воспитанников на патронатное воспитание в семьи граждан, специалисты ГОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЗАО города Москвы вместе с тем нацелены передавать детей на постоянное проживание в семьи. Мы имеем в виду опеку, усыновление, приемную семью. В этой связи патронат осознанно рассматривается нами лишь как переходная форма семейного жизнеустройства ребенка-сироты. На сегодняшний день, благополучно пройдя этапы становления взаимоотношений в патронатных семьях, 6 патронатных воспитанников школы-интерната № 8 переданы под опеку, 3 воспитанника – в приемные семьи.
Инициатива ЗОУО ДО города Москвы и продуктивный опыт работы нашей школы-интерната по патронатному воспитанию на современном этапе определили и расширили ближайшие перспективы развития учреждения. Анализ инновационной деятельности нашего психолого-педагогического коллектива свидетельствует о поступательном развитии в реализации идей семейного воспитания и овладения технологиями сопровождения субъектов замещающей семейной заботы. Возникает необходимость осуществления следующего шага в экспериментальной работе ГОУ – разработке комплексного сопровождения детей-сирот за счет создания широкой поддерживающей системы, объединяющей различные учреждения и семьи, как замещающие, так и кровные, в масштабах административного округа. Западный административный округ, по данным мониторинга ситуации в замещающих семьях, занял первое место среди других административных округов города по уровню удовлетворенности замещающих родителей инфраструктурой помощи приемному ребенку и замещающей семье.
При этом системную помощь на различных этапах (подготовка граждан и детей-сирот к приему в семью, подбор семьи и ребенка, сопровождение в процессе замещающей семейной заботы) из 1002 детей, воспитывающихся в замещающих семьях округа, получают только 40 патронатных воспитанников, а 81,5% замещающих семей округа не проходили подготовку к приему ребенка в семьи. В итоге абсолютное большинство этих семей испытывают серьезные затруднения при воспитании приемных детей.
В различных учреждениях ЗАО воспитывается 576 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, абсолютное большинство которых нуждается в семейном жизнеустройстве. Эффективность их семейного жизнеустройства напрямую зависит от максимального включения субъектов жизнеустройства в профессиональную систему их сопровождения.
В связи с этим перед окружным управлением образования стоит важнейшая задача: в сотрудничестве с муниципалитетами округа сделать доступными для субъектов семейного жизнеустройства (детей, нуждающихся в замещающей семейной заботе, замещающих семей) качественные услуги по комплексному сопровождению на различных этапах замещающей семейной заботы.
По нашему мнению, решение этой задачи может обеспечить Окружная уполномоченная организации по комплексному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в условиях семейного жизнеустройства. В этой связи с 1 сентября 2009 года по инициативе ЗОУО города Москвы на базе ГОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЗАО города Москвы открыта начала работу Городская экспериментальная площадка «Разработка и апробация модели окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в условиях семейного жизнеустройства».
Заслуженный учитель РФ,
директор ГОУ специальной (коррекционной)
школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, ЗАО города Москвы
В.А. МЕНЬШОВ