«Лучший сайт большого города»

Наш сайт – победитель конкурса!

Наш сайт – победитель конкурса!

Наш сайт – победитель конкурса!


Совет депутатов,
Аппарат Совета депутатов
Адрес: 121096, Москва,
ул. Кастанаевская, дом 9, корп. 2
Телефоны:
8 (499) 145—00—66
8 (499) 142—70—75
Схема проезда...

Родителям о социальной дезадаптации несовершеннолетних

Родителям о социальной дезадаптации несовершеннолетних

Правонарушения, беспризорность, наркомания несовершеннолетних есть проявления одной общей проблемы — социальной дезадаптации несовершеннолетних. И только комплексный подход к решению этой проблемы, основанный на предварительном анализе проблем, связанных с личностью ребёнка и его окружением, может дать реальный положительный результат.

Все отклонения в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник социальную дезадаптацию подростка. Основная причина, которой — проблемы в семье.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка — это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные наши усилия должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультатность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка, создании реабилитационной среды вне родной семьи.

Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Даже в том случае, когда он сам становится правонарушителем, это лишь способ, которым он дает обществу знать о своих нарушенных правах. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних группы риска может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.

Индивидуальное социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации, осуществляется в следующих правовых рамках:

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Законы требуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Если ребенок нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации требует от компетентных органов необходимости принятия соответству¬ющих мер.

Девиантное поведение несовершеннолетнего имеет био-психо-социо-духовные предпосылки:

1. Биологические предпосылки:
• генетическая предрасположенность;
• нарушение биохимического баланса головного мозга;
• резидуально-органическое поражение ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия);
• неустойчивый тип акцентуации характера;
• эпилептоидный тип характера;
• гипертимный тип характера;
• истероидный тип характера;
• смешанные типы характера.

2. Психологические предпосылки:
• стресс, в особенности хронический;
• внушаемость (влияние авторитетов);
• адаптация к замедленному развитию эго, эгоцентризм;
• нарушение индивидуализации и отделения (от родителей) в раннем детстве;
• чувство протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм;
• боязнь успеха, заниженная самооценка;
• сильное чувство агрессии и садизм по отношению к другим;
• психологическая защита против, например, проблем в семье.

3. Социальные предпосылки:
• проблемная семья;
• неполная семья, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах), гиперопека со стороны матери, сверхзанятые и нерадивые родители, гипоопека, отсутствие границ между поколениями; гипопротекция, неразвитость родительских чувств у родителей, проекция на ребёнка собственных негативных качеств;
• влияние дисфункциональных групп сверстников;
• влияние моды, средств массовой информации;
• отсутствие досуга, социально одобряемых развлечений в обществе (навязывание соревнования в спорте, учёбе, игре);
• дисфункциональность общества.

4. Духовные (мировоззренческие) предпосылки:
• раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности ребенка;
• непоследовательность воспитательных действий по отношению к подросткам;
• враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими;
• понятие «жизнь» не является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому.

Изучение этих предпосылок дают возможность определения характера девиантного поведения, его глубину и степень социальной дезадаптации, риск совершения повторного правонарушения.

На основании требований Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который основными направлениями деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяет осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, а также осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и анализа решений, выносимых Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) следует выделить 5 основных психологических проблем, которые необходимо решать в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для эффективной работы КДН и ЗП нужно, чтобы на территории были структуры (ресурсы), которые готовы были бы работать по этим 5-ти ключевым направлениям:

Первое направление – это работа с эмоциями, в том числе с неконтролируемым чувством гнева.

Второе направление – это повышение самооценки или личностный рост.

Третье направление – это обучение конструктивному общению или коммуникативный тренинг.

Четвёртое направление – это работа с семьей, оказание помощи по восстановлению нарушенных внутрисемейных отношений.

Пятое направление – это работа с зависимостями.

Функция КДН и ЗП должна сводится к оценке степени риска совершения повторного правонарушения и определению того набора социальных услуг на основе ресурсов реабилитационного пространства с целью создания индивидуальной реабилитационной программы социально-психологического сопровождения на территории проживания ребёнка и его семьи, которые необходимо предоставить подростку (с учётом его возможностей принятия услуг) и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития девиантного поведения (совершения правонарушения) в условиях трудной жизненной ситуации.

В целях раннего выявления факторов социального и семейного неблагополучия, деградации семьи, профилактике социального сиротства необходимо рассмотривать вопрос о создание участковой социальной службы. Внедрить новые технологии в профилактическую и правозащитную деятельность, направленные на восстановление семьи, исправления ее членов, предусмотрев в штат комиссии социальных работников, педагогов и психологов, которые должны проводить диагностику ситуации в семье (посещение семьи, беседы с учителями, соседями, одноклассниками, друзьями, посещение места работы родителей и т.п.) и реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление семьи (лечение от алкоголизма, устройство на работу, устройство детей в детский сад, в школу, организация психологической консультации, материальной помощи и т.д.).

Но, прежде чем определиться с набором услуг, необходимо выявить проблемы несовершеннолетнего и его окружении, приведшие к социальной дезадаптации.

 

Ответственный секретарь КДН и ЗП района Филёвский парк города Москвы
В.В. Сысоев


Филевский парк Филевский парк Филевский парк

© 2003—2024
info@filipark.ru