Наш сайт – победитель конкурса! Совет депутатов,
|
«Приёмный ребёнок в замещающей семье. Где получить помощь?»Небезызвестен тот факт, что воспитание детей — процесс сложный и требует особого подхода в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера и условий жизни самой семьи, а также терпения и мудрости того, кто это делает. Когда речь заходит о воспитании приёмного ребёнка (это может быть не обязательно ребёнок, принятый из детского дома, но и родной внук, племянник, младший брат или сестра), то ситуация усложняется. В нашей стране помощь семьям, отважившимся по тем или иным причинам принять ребёнка на воспитание в свою семью, только начинает набирать обороты. Раньше принятие ребёнка требовало от потенциального замещающего родителя только сбора необходимых документов. Сейчас, помимо этого обязательного шага, всё чаще речь заходит о подготовке потенциальных замещающих родителей к приёму нового члена семьи (так называемые, «Школы приёмных родителей», курсы по подготовке замещающих родителей и др.) и дальнейшем сопровождении таких семей и помощи специалистов в этом нелёгком труде — воспитании приёмного ребёнка. Зачастую нам, как специалистам, приходится слышать от замещающих родителей подобные слова: «Я уже сама воспитала собственных детей, поэтому знаю, как это делается, и проблем у меня не возникнет». Однако сразу или спустя какое-то время проблемы все-таки возникают. Особенно, когда ребёнок переходит из одного возрастного периода в другой, или в семье происходят какие-то изменения, на которые ребёнок может реагировать изменением своего поведения, чаще не в лучшую сторону (может плохо вести себя, начать воровать, попадает в плохие компании, ухудшается учёба и др.). Почему это происходит? Дело в том, что до того, как попасть в замещающую семью, ребёнок определённое время жил и воспитывался в семье кровной или находился в учреждении. В связи с определёнными обстоятельствами он попадает в новую семью, имея, тем не менее, определённый жизненный опыт. Часто этот опыт сопряжён с тем, что мы называем «трудное детство» - он мог быть безнадзорным, участником тяжелых семейных обстоятельств, свидетелем алкоголизма или наркомании родителей, воспитываться в условиях учреждения и т.п. С этим опытом, несмотря на его тяжесть, ребёнок приходит в новую семью. И задача замещающих родителей — не только помочь ему с этим опытом жить дальше и социализироваться в обществе, но и сохранить своё эмоциональное благополучие. Нередко замещающим родителям, оказывается, сложно учитывать сразу так много факторов в процессе воспитания ребёнка, потому и начинаются сложности, непонимание, обострение отношений, возникновение раздражения или обиды, невозможность как-то иначе взглянуть на происходящее, усталость и чувство беспомощности («Как с ним справиться?», «Как его понять?», «Почему он так делает?»). Подспорьем здесь может служить сама семья. Нередко сплочённые семьи с большим количеством родственников могут являться очень сильным ресурсом для замещающих родителей, т.к. родственники в этом случае являются хорошей поддержкой (есть возможность выговориться, получить совет). Другой вариант — общение с такими же замещающими родителями и поддержка от них (поделиться опытом, рассказать свою ситуацию и услышать, как с ней справлялись другие). Третий способ справиться с ситуацией — обращение за профессиональной помощью к специалистам (социальному педагогу, психологу). Конечно, самый лучший способ решить проблему — это её предотвратить, то есть сделать всё возможное, чтобы она не возникла или прошла с наименьшими душевными и материальными потерями для членов семьи. Сейчас стала активно развиваться деятельность, направленная на помощь замещающим семьям как на этапе подготовки к приёму ребёнка, так и в процессе его воспитания. В Западном округе подобной деятельностью занимается Окружная уполномоченная организация по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в условиях семейного жизнеустройства, существующая с 01сентября 2009 года на базе ГБОУ специальной (коррекционной) школы-интерната №8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все услуги, которые замещающие семьи могут получить здесь, оказываются бесплатно. В штате организации работают социальные педагоги, педагоги-психологи (детские и семейные психологи), логопед-дефектолог. В нашей организации проходят «Курсы подготовки к замещающей семейной заботе», куда обращаются люди, желающие получить информационную подготовку при приёме ребёнка. Здесь они получают возможность познакомиться с особенностями детей-сирот, основными проблемами, которые могут возникнуть в процессе воспитания и способами их разрешения. С начала образования организации у нас прошли подготовку около 70 кандидатов в замещающие родители. Другим направлением деятельности организации являются так называемые «Родительские клубы», представляющие собой занятия с замещающими родителями, воспитывающими детей одного возраста. На этих занятиях у родителей есть возможность при участии специалистов (социального педагога и педагога-психолога) пообщаться друг с другом, поделиться опытом воспитания, обсудить возможные варианты выходов из ситуации или взглянуть на нее с другой стороны, да и просто поддержать друг друга. Порой общение с людьми, находящимися в аналогичной ситуации, помогает почувствовать, что выход есть и ситуация не так катастрофична, как казалась на первый взгляд. В «Родительских клубах» за время существования нашей службы принимали участие около 60 замещающих родителей. Еще одно направление деятельности нашей организации — это непосредственно сопровождение замещающих семей, испытывающих трудности при воспитании приёмного ребёнка. Это индивидуальная работа специалистов с каждой семьёй, которая нуждается в помощи. Такое сопровождение представляет собой систематические встречи с семьёй (чаще всего — раз в неделю), консультации с психологом и/или социальным педагогом как всей семьи, так и отдельных её членов, взаимодействие специалистов службы с педагогами школ, колледжей (если такая необходимость возникает), участие детей и подростков в групповых и индивидуальных занятиях, индивидуальные занятия ребёнка с логопедом-дефектологом. Длительность такого сопровождения определяется совместно с семьёй и зависит от глубины проблемы и длительности её существования, а также готовности самих членов семьи с ней справиться. С момента образования организации такое сопровождение у нас получили около 50 замещающих семей. Способ, который выберет замещающая семья для того, чтобы предотвратить проблему или справиться с ней, зависит от различных факторов. Но тот факт, что семья что-то предпринимает, уже говорит о её готовности что-то изменить, а это уже большой шаг к положительным изменениям. Если вы захотите обратиться к специалистам нашей организации и получить помощь, узнать расписание «Родительских клубов», записаться на консультацию или пройти подготовку в замещающие родители, вы можете позвонить по телефону (499) 148-63-75. Наша организация находится по адресу: м. Фили, ул.Новозаводская, д.19а (здание школы-интерната №8). Педагог-психолог Окружной уполномоченной организации Маркова Т.А. |